5. Энерговагон.
Весной 1948г строящееся предприятие (будущий комбинат) оформило прием от экспедиции материальных ценностей и приняло личный состав. Предприятие стало существовать официально как самостоятельная единица. Но жить и строиться оно могло только при наличии энергии. А энергии не было. По генплану строительства должны были провести высоковольтную линию и построить понизительную подстанцию. Эти работы были поставлены во главу угла. Но с каким бы напряжением их не выполняли, они требовали времени, а ждать было нельзя. И вот для стройки главк нашел старый списанный энерговагон.
Перед руководством встала задача доставить вагон от станции Пулозеро на промплощадку. Сварили поворотные сани - с одним из полозьев на шарнире. Как тяговую силу приобрели в Североморске два старых трофейных танка. Один отказал сразу. Бригада ремонтников под руководством инженера Виталия Федоровича Доронина так и жила на дороге передвигаясь вмести с энерговагоном.
Каким чудом удалось снять вагон с рельс железной дороги и поставить на сани, сказать трудно, но удалось. До прибытия танков вагон решили тащить тракторами, а чтобы сани лучше скользили их полозья смазали солидолом. Но мороз превзошел все ожидания, и полозья примерзли к дороге. Тракторист Кузьма Иванович Соколов завел трактор сзади и тараном бил и толкал вагон, а два трактора тянули спереди. Не отходил от тракторов механик Семенов, не сходили с машин Соколов, Триполец и другие. Не было дня, чтобы не приезжал директор Игошин.
На 7-ом км. наехали на камень. Никакие тракторы не могли помочь снять сани с этой мели. Валун был большой, сидел глубоко и оставалась только одна возможность - взорвать его. Это было невероятно трудно. Вызвали взрывника Бессонова. По его указаниям пробурили в нескольких местах. Бессонов поколдовал, определяя порции ВВ, и заполнил шнур… Взрыв! Когда облако пыли и снега осела, увидели, что вагон цел. Бросились отбрасывать осколки камня и льда. Попробовали тянуть - пошло!
Между 11 и 12км на подъеме отказали трактора. К этому времени уже прибыл на Пулозеро танк. Но он не хотел слушаться. Перегнав к домику на 20-ом км. его ремонтировали и испытывали. Он послушно давил сосны, но стояло прицепить вагон - опять отказывал. Не отходил от него В.А.Эстеркесс, П.С.Веселов, В.Ф.Доронин, слесари Куделин, Алтунин, Конев и другие. Ночевали в домике на 20-ом, посылали кого либо из молодежи на базу в Пулозеро, привозили продукты и с утра до поздней ночи, при факелах и фонарях возились с танком и тракторами. Наконец, танк заставили трудиться на русскую мирную стройку. Но на 40-км эта техника опять отказала и теперь уже на совсем.
Опять вагон тянули и толкали три трактора. Изо дня в день, бессонно, с утра до ночи, шаг за шагом. Когда дотащили до 5-го км, с разбитой машинами дороги сошел снег. Стали его возить и бросать под полозья машинами. Шоферы Баранов, Киселев и другие беспрерывно подвозили уже тающий снег, который грузили снятые со строительства люди.
На 8-ом км, в районе будущего поселка Ревды, а тогда просто в лесу, сломался трактор. Со стройки, из разных бригад в рабочее и не рабочее время собирали людей на помощь. Вырубали покати (бревна), подкладывали их под полозья и на них катили оставшимися двумя тракторами.
Запомнилось тогда обещание Владимира Ивановича Морозова, что на этом месте будет построен поселок, а может быть и город, и не верилось, что это действительно может быть.
Энерговагон дотащили до середины поселка Ильма, тащить его дальше, на промплощадку уже не было сил и Владимир Федорович Игошин дал команду оставить, где есть. Так и стоял он, немного вкось на дороге у ее развилки на промплощадку. Но никто не замечал его несуразной позы. Был конец апреля. Вагон начали готовить к пуску. А когда пустили и дали первый ток, когда промышленность, строительство получили двигательную силу, а поселок свет - это было настоящее торжество.
Материал предоставлен
Центральной Городской Библиотекой
По некоторым статьям невозможно
определить их источник.
В основном это газеты:
"Горняк" и "Ловозерская правда"
Copyright © Cайт о поселке Ревда Мурманской области Все права защищены.